Дети с нарушениями ОДА



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ДЦП.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер и наблюдаются у 5–7% детей.
Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний:
·        нервной системы – это детский церебральный паралич (ДЦП) и полиомиелит (инфекционное заболевание приводящее к параличам);
·        врожденной патологии опорно-двигательного аппарата - это врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиозы), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство);
·        приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета, системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Ведущим в клинической картине перечисленных заболеваний является двигательный дефект, который приводит к задержке формирования, недоразвитию, нарушению или утрате двигательных функций.
         Наиболее распространенным и изученным нарушением опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. ДЦП это группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений, который проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах.
При одних формах заболевания больше страдают руки, при других — ноги. Иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. При тяжелом поражении нижних конечностей руки кажутся иногда почти здоровыми, но при тщательном обследовании у ребенка выявляется недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом пред­ставляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического
развития, у части детей имеет место умственная от­сталость.
Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям, в проявлении пугливости и страхов,  склонности к колебаниям настроения, которые часто сочетаются с инертностью эмоциональных реакций. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив,— вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность.
Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.
Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие — значительно отстают. Нередко фиксируется задержка речевого развития.
Часто при детском церебральном параличе к физическим проблемам присоединяются и другие трудности различного происхождения и тоже достаточно серьезные. Речь идет, как о клинических проблемах, так и о нарушениях зрения, слуха, чувствительности, пространственных ощущений и трудностях общения, что приводит к трудностям усвоения программного материала.
У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
Во время письма выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность). Дети не могут соблюдать линейки в тетради, различать ее правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы.
Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной.
         При ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - наблюдается замедленность, истощаемость психических процессов.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внима­ния, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
Большое количество детей отличаются низкой познаватель­ной активностью, что проявляется в пониженном интересе к зада­ниям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.
Почти для всех детей с ДЦП характерен психический инфантилизм. Это выражается в наличии у них несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, склонности к фантазированию и мечтательности, преобладанию игровых интересов.
Физический недостаток существенно влияет на социаль­ную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение  ведущей деятельности и общения с окружающими.
У детей с ДЦП отмечаются такие нару­шения личностного развития, как пониженная мотивация к деятель­ности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание боль­ного ребенка и реакция на физический дефект.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ДЦП.

1.     Получить  как можно более полную информацию о ребенке
из  беседы с родителями (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).
2. Для правильной организации учебного процесса, обеспечения охраны здоровья ребенка  с ДЦП получить консультацию у  врача- специалиста     по определению учебного места в классе, подбору комфортной позы для выполнения письменных и устных работ  ( сидя,  стоя, за конторкой и т.д.).

3. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата специалистами (учитель, психолог, логопед, воспитатель),  который  должен включать в себя:
- системный подход к коррекционно-педагогической работе с  учетом  двигательных, речевых и психических нарушений;
- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
-    целенаправленное формирование высших психических функций;
-    коррекцию речевых  нарушений;
-    развитие мелкой моторики и координации движений;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации.
         4. Организовать учебную деятельность в классе с учетом  физического и психического состояния ребенка  с  ДЦП:
-    осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;
-  во избежание переутомления  учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ,  темп  работы класса, использовать интересный,  красочный дидактический материал и средства наглядности, чередовать двигательную активность с отдыхом;
-  использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;
-  оценивать устные ответы  и письменные работы с учетом физических и психических особенностей ребенка;
- проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому ребёнку, развивать веру в собственные силы и возможности.
         5.  Провести  работу среди всех участников образовательного процесса (особое внимание необходимо уделить работе с
родительской общественностью) по формированию то­лерантного отношения к детям с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6.  Рекомендовать наблюдаться у врачей-специалистов,   регулярно проводить комплексное восстановительное лечение, включающее в себя: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебную физкультуру (ЛФК), ортопедическую помощь, физиотерапевтические процедуры и т.д.
Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет.
Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.
Нужно помнить, что в зависимости от реакций и поведения взрослых - ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов.
Педагоги должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать и тогда он сможет многому научиться и жить полноценной жизнью.






РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ДЦП.


Трудности в развитии психических процессов
1. При нарушениях памяти надо постараться минимизировать объем заучиваемого материала, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания материала. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей.      
Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами. Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
2. Мышление. Учите ребенка планировать свои действия. Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. "В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу" - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию действий. Принимаясь за уроки, ребенок должен решить, в какой последовательности он их будет выполнять. Этот общий план нужно не только составить, но и материально закрепить: достать все, что нужно для приготовления уроков, сложить учебники и тетради на рабочем месте именно в той последовательности, которая намечена в плане.
3. Если у ребенка замедлен темп деятельности, то эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объем работы.
4. В целях развития речи:
• после чтения вслух сказок, рассказов попросите ребенка пересказать услышанное (можно с опорой на иллюстрации), ответить на вопросы, задать свои (для детей дошкольного возраста);
тренируйте детей в пересказе прочитанного произведения;
упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, учите доказывать свое мнение, выражать его;
 развивайте умение строить рассказ по картинке, заданному плану, по теме;
 объясняйте ребенку значения непонятных ему слов.
5. Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать упражнения на развитие мелкой моторики:
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
   разминать пальцами пластилин;
  сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, в которые взрослый может просунуть палец, и крепкие, которые не разожмешь;
  показывать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре и пять;
 барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, каждым пальцем поочередно;
    нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
   завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий