Психологическая подготовка к экзаменам


Как готовиться к экзамену

·                    Подготовь рабочее место (убери все лишнее);

·                    Составь план подготовки: списки разделов  и тем,  которые будешь проходить каждый день;

·                    Начни с самого трудного -  с того раздела,  который знаешь хуже всего;

·                     Если тебе необходим  период вхождения  в работу – начни с того материала, который тебе больше всего  интересен  и приятен;

·                    Чередуй  занятия и отдых (1 час занятий, 15-20 мин. перерыв), отдых должен быть активным.

·                     Не стремись прочитать и заполнить  весь учебник.  Структурируй материал -  составь планы, схемы.

·                    Выполняй как можно больше опубликованных тестов  по этому предмету.

·                    Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину успеха;

·                     Оставь один день перед экзаменом и на то, чтобы повторить материал (используй составленные планы и схемы),  особо остановись на самых трудных вопросах.

·                    При подготовке  к экзаменам очень важно помнить о следующих правилах: правильно планируйте время, отведённое на подготовку к экзаменам; соблюдайте режим труда,  отдыха, сна и дозированных физических нагрузок;  помните о необходимости полноценного и адекватного питания.

Как запоминать

1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель — запомнить надолго, лучше навсегда.
Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.

2. Внимание - резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.

З. Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее запоминания механического.
Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую последовательность; З) разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»; 4) запомнить именно их и использовать как «вешки»-ориентиры.
Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.

4. Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с заданиями, благополучно выполненными (эффект Зейгарник).

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще.
Оптимальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.
6. Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и с утра.

7.Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное — постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики, а политологию после социологии.

8. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

9. Настоящая «мать учения» не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание.

10. Работая с конспектом, вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветными ручками и карандашами.
И все довольно просто: рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изменение цвета в зависимости от важности текста и по соответствию частей текста – помогает осознаванию и запоминанию материала.

 Накануне экзамена!

·                    Выспись (не менее 8-9 часов).
·                    Не опаздывай на экзамен,  лучше приди за 20-30 минут до начала;
·                    Продумай, как оденешься (по погоде);
·                    При наступлении волнения, сделайте 3-4 глубоких  вдоха и выдоха.

Приемы,  мобилизующие интеллектуальные возможности

1.   Перед экзаменом или во время него  выпейте несколько глотков  минеральной или простой воды (лучше за 20 мин. до или через 30 мин. после еды) – это повысит скорость нервных процессов.

2.   Восстановите гармоничную  согласованную работу левого и правого полушария головного мозга -  нарисуйте на чистом листе Х  и несколько минут созерцайте;

3.   Для борьбы с кислородным голоданием  используйте «энергетическое зевание»: во время зевка (3-5 раз) обеими руками массируйте круговыми движениями сухожилия (около ушей),  соединяющим верхнюю и нижнюю челюсть.

 Как вести себя во  время экзаменов

·                    Удели 2-3 минуты приведению себя в состояние равновесия (ритмическое дыхание,  аутогенная тренировка).
·                    Будь внимателен к информации о заполнении бланка, от этого зависит правильность твоих ответов.
·                    Соблюдай правила поведения на экзаменах,  если не понял, как заполнить бланк, подними руку.
·                    Выполняя тестовые задания,  сосредоточься и   работай в хорошем темпе! Не отвлекайся!
·                    Перед тем как вписать ответ,  перечитай вопрос дважды, убедись, что понял все правильно.
·                    Начни отвечать с легких заданий. Более трудные вопросы оставь на потом,  когда успокоишься.
·                    Пропускай трудные или непонятные задания;  застряв на сложных вопросах,  ты рискуешь не успеть дойти до «своих»  заданий,  с которыми обязательно справишься.
·                    Читай задание до конца,  иначе можешь допустить досадные ошибки в самых легких вопросах.
·                    Думай только о текущем задании. Это твой шанс набрать баллы.
·            Обязательно оставь время  для проверки своей работы,  чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Материал подготовлен педагогами-психологами "Центра "ДАР"

Комментариев нет:

Отправить комментарий